Методы исследования в дипломной работе: основные аспекты

Дипломы по химии
Содержание
  1. Как проводятся исследования в дипломной работе
  2. Как правильно оформить методы исследования в дипломной работе
  3. Выводы
  4. Методы исследования в химии: определение и классификация
  5. Методы исследования: определение понятия
  6. Классификация современных методов исследования в химии
  7. Виды методов исследования
  8. Теоретические методы
  9. Практические методы
  10. Общие методы исследования
  11. Частные методы
  12. Практические методы исследований
  13. Наблюдение
  14. Сравнение
  15. Моделирование
  16. Эксперимент
  17. Опрос и анкетирование
  18. Как выбрать методы исследования
  19. Теоретические методы исследования
  20. Какие методы используются в психологических исследованиях?
  21. Как описать методы исследования в дипломной работе
  22. Индукция
  23. Абстрагирование
  24. Классификация
  25. Какие существуют методы
  26. Общенаучные методы
  27. Частные методы
  28. Как выбрать метод исследования
  29. Методы исследования – понятие и разновидности
  30. Теоретические методы исследований
  31. Анализ
  32. Подводим итоги

Как проводятся исследования в дипломной работе

Проведение исследования описывают как во второй главе, так и в третьей. Это зависит от структуры дипломной работы.

Как правило, вторая глава делится на 2-3 параграфа. В первом параграфе излагаются условия и исходные данные. То есть, студент собирает материал, касающийся его объекта:

  • литературные источники;
  • отраслевые документы с предприятия;
  • программы;
  • отчеты;
  • статистические данные.

Для дипломов педагогических тематик — это может быть возраст учеников, оценки, шкала оценивания, личностные характеристики. Для технических специальностей — количество и материалы деталей, схема сборки. Для экономических тем — коэффициенты амортизации, объемы прибыли.

Во втором параграфе описывается выбор и особенности приемов, которые позволят получить необходимые сведения.

Далее выпускник готовит инструменты, которые понадобятся в работе (анкета с набором вопросов, компьютерная программа, часы, пробоотборники для замеров и т.д.). С их помощью собирается конкретная информация.

В третьем параграфе описывается, как проводились изыскания. Например, проводилось анкетирование учеников старших классов, проектировался образец с измененной деталью и тд.

Результаты, зарегистрированные в процессе исследований, записываются и структурируются в конце практической части. А в заключении диплома студент делает выводы.

Как правильно оформить методы исследования в дипломной работе

Впервые в дипломной работе методы исследования описываются во введении. Их указывают после описания задач и оформляют списком.

Когда методы описываются в основном тексте работы, то для наглядности рекомендуется использовать графические материалы — таблицы, графики, диаграммы, рисунки, схемы, формулы.

В работах по техническим специальностям обязательно указывают оборудование, на котором проводилось исследование.

Если у автора свои уникальные методы исследования, то необходимо описать методологию. Это нужно, чтобы читатель понял о чем речь и мог повторить исследование.

Можно устойчивые использовать речевые обороты для описания приемов:

Выбранные методы и описание исследования должны быть написаны научным языком с использованием научной терминологии, но доступно для читателя.

Выводы

Методы научного исследования — это прием или совокупности приемов, которые применяет студент для получения новой информации, нового знания.

Они классифицируются по нескольким критериям, самый популярный — по способу получения сведений. Методы делятся на две группы — теоретические и эмпирические. Каждая группа включает несколько разнообразных приемов.

Студент выбирает метод в зависимости от специфики исследуемой отрасли или характеристик объекта. Рекомендуется использовать несколько методов для получения детальной информации.

Начальные условия проведения изысканий, организация специальных ситуации, использование приборов или инструментов, промежуточные итоги — эти сведения описываются во второй главе основной части диплома.

Методы исследования в химии: определение и классификация

Методы исследования: определение понятия

Прежде чем мы рассмотрим, какие современные методы исследования используют в химии, давайте дадим научное определение этому понятию:

Классификация современных методов исследования в химии

Химия — практическая наука. Именно поэтому большинство работ по этой научной дисциплине имеют экспериментально-аналитический характер. Соответственно большинство методов исследования веществ, соединений, реакций и явлений в химии относятся к эмпирическим.

Для удобства мы разделили самые популярные методы исследования на три большие группы:

  • общенаучные теоретические методы исследования в химии;
  • общенаучные эмпирические методы исследования в химии;
  • специальные методы исследования в химии.

Проводя химические опыты, соблюдайте правила безопасности

Первые две группы методов встречаются в методологиях других наук, а специальные, или узкоспециализированные — только в химических исследованиях.

В химии применяют разные методы, в том числе и междисциплинарные. Это методологические приёмы, которые решают задачи смежных наук. Например, физико-химический анализ подходит для физических, химических, биологических и даже исторических исследований.

Виды методов исследования

Все методы научного исследования можно разделить на:

  • теоретические;
  • практические (эмпирические).

По степени использования в исследованиях они могут быть:

  • общие (универсальные);
  • частные.

Методы обработки данных являются отдельной группой, которая объединяет теоретические и практические способы разностороннего анализа полученных результатов.

Теоретические методы

Теоретические методы исследования в дипломной работе позволяют систематизировать информацию, раскрыть природу различных явлений и предметов, выявить взаимосвязи между процессами. Проведение исследовательской работы невозможно без использования нескольких теоретических приемов:

  • анализ – разложение исследуемого объекта на составляющие и изучение каждой из них; анализировать можно не только конкретную научную задачу, но и литературные источники, данные, нормативные документы, методики и др.;
  • синтез – самостоятельное исследование, которое объединяет характеристики объекта по различным критериям;
  • дедукция (обобщение) – позволяет делать выводы об исследуемом предмете или процессе на основании присущих ему свойств;
  • индукция – дает представление о группах объектов, опираясь на частные случаи;
  • классификация – разбивка процессов и предметов на группы по общим признакам;
  • аналогия – позволяет сравнивать объекты по наличию у них сходных свойств;
  • прогнозирование – базируясь на свойствах и характеристиках объекта, можно предсказать возможные пути его развития.

Практические методы

Данные методы исследования в дипломе играют важную роль – с их помощью получают количественные характеристики объекта исследований, переходят от абстрактного описания к конкретным фактам. К практическим методам относятся:

  • эксперимент – исследование в особых условиях, которые создаются для изучения определенных характеристик явления или предмета. Примером этих методов исследования в дипломной работе могут быть социальные и психологические эксперименты, лабораторные в точных и естественных науках и т.п.;
  • измерение – получение точной количественной информации об объекте;
  • наблюдение – получение информации об особенностях поведения объекта путем ее восприятия;
  • моделирование – явление или предмет заменяют объектом, который обладает характеристиками, схожими с оригиналом;
  • сравнение – выявление подобий и отличий между объектом изучения и уже известными системами, предметами или явлениями.

Зная, какие бывают методы исследования в дипломной работе, можно выбрать те, которые максимально соответствуют целям исследования и позволят достичь точного и объективного результата.

Общие методы исследования

К общим относятся методы, которые можно использовать независимо от области знания. Это анализ и синтез, эксперимент, моделирование, классификация и многие другие. Методы исследования при написании дипломной работы в подавляющем большинстве являются общими, поскольку все они в разной форме используются при получении и изучении информации во всех сферах науки.

Частные методы

Каждая наука модифицирует общие способы исследования, чтобы согласовать их со своими потребностями. Так образуются частные методы, адаптированные для конкретной области знания. Например, такой общий метод исследования в дипломной работе как анализ может иметь различные частные формы в разных сферах знания:

  • в филологии — композиционный, семантический, лингвистический и др.;
  • в экономике – функциональный, статистический, нормативный и др.;
  • в психологии – анализ творчества, поведения, реакций на раздражители и др.;
  • в информатике – интеллектуальный, исследовательский, прогнозный анализ данных и др.

Организация исследования в дипломной работе должна включать и частные, и общенаучные методы, которые соответствуют цели диплома и его задачам.

Практические методы исследований

Практические (эмпирические) методы исследования – это методы, которые наполняют дипломную работу проверенными сведениями и цифрами, полученными при непосредственной работе с объектом.

Наблюдение

Наблюдение – это изучение объекта через восприятие его поведения, реакций в реальных или искусственно созданных условиях.В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в его форме, реакциях, свойствах или в его положениях в пространстве.

Сравнение

Сравнение – это выявление общих черт и различий у объектов на основе сопоставления их свойств. Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.

Моделирование

Моделирование – это изучение свойств специально созданного аналога объекта, в котором присутствуют характеристики оригинала. При этом объект исследования, существующий в реальности, переносится в искусственно созданную модель. Делается это с целью более успешного моделирования ситуаций и получения итогов, которые трудно было бы достичь в действительности.

Эксперимент

Эксперимент – это тестирование теоретических предположений на практике. Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определенных условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся сведений. Задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.

Опрос и анкетирование

Суть данных методов заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор. Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть, как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.

Как выбрать методы исследования

Как правило, дипломник уже знает обо всех методах исследования своего объекта, так как их изучают на протяжении всего периода обучения. По поводу методов исследования можно посоветоваться с научным руководителем.

Главные критерии в выборе методов исследования:

  • методы должны соответствовать теме и дисциплине — матанализ не подойдет для диплома по лингвистике, а анкетирование — для исследования по квантовой физике;
  • чтобы результаты исследования обладали научной новизной, используемые методы должны отличаться от тех, что использовались ранее для исследования данного объекта;
  • выбранные методы должны быть научно обоснованы.

Выбор конкретных методов зависит от поставленных во введении цели и задач исследования. Рекомендуется также изучить работы по аналогичной теме на предмет используемых методов.

Конечно, выпускник выбирает методы, которые ему действительно под силу использовать. Поэтому не стоит переписывать в свою работу все методы, которые вы нашли в докторской диссертации по вашей теме.

Теоретические методы исследования

Теоретические методы чаще всего и являются общими или универсальными средствами исследования. Эти методы помогают систематизировать информацию, которую вы собрали в своей дипломной работе.

  1. Анализ. Самый популярный порядок теоретического исследования. Применим для любой научной работы. Служит для того, чтобы разложить изучаемый материал буквально «по полочкам», подробно изучить все признаки и свойства исследуемого предмета.
  2. Синтез. Тоже весьма популярен. В противоположность анализу, он помогает из разрозненной информации получить общее представление об изучаемом предмете или явлении.
  3. Классификация. Метод, аналогичный анализу, но отличающийся от него тем, что информация не просто разделяется на более мелкие элементы, но и компонуется по определённым общим признакам. Например, классифицировать можно на основе таких признаков, как: хронологические факторы, жанры, архитектурные стили и т.п. Как видим, этот метод ближе к частным.
  4. Обобщение. А этот метод схож с синтезом. Он на основе множества мелких признаков помогает сделать вывод о рассматриваемом предмете. Обычно различают аналитическое обобщение и индуктивное (эмпирическое). Аналитическое обобщение представляет собой некий мыслительный процесс, выражающийся в переходе от одного мнения к другому. Индуктивное обобщение ближе к практическим средствам, так как выражается в переходе от конкретных свойств и характеристик предмета или явления к более общим свойствам.
  5. Моделирование. Для более подробного изучения предмета его помещают в специально созданную модель. Такое моделирование ситуации необходимо для получения результатов, к которым было бы трудно прийти в реальных условиях.
  6. Дедукция. Метод помогает сделать выводы о предмете на основе множества частных признаков.
  7. Индукция. Способ, противоположный дедукции. С помощью индукции мы можем, отталкиваясь от общей картины, перейти к частным моментам исследуемого явления.
  8. Аналогия. Задача этого метода – выявление сходства между предметами или явлениями по некоторым признакам. Зачастую на основе выявления такого сходства делается вывод, что и иные свойства данных предметов могут совпадать. Часто этот метод используется при изучении тех предметов и их свойств, которые нельзя изучить напрямую (например, при исследовании планет земной группы).
  9. Конкретизация. Представляет собой довольно детальное изучение предмета или явления в реальных условиях.
  10. Абстрагирование. Порой, чтобы более детально изучить какие-то свойства предмета или явления, нужно абстрагироваться от остальных его свойств. В этом и заключается суть метода. Этот способ считается одним из наиболее важных в работах гуманитарного уклона, поскольку позволяет выявить важные закономерности.
  11. Формализация. Метод, позволяющий наглядно изобразить некоторые моменты исследования. Сущность метода заключается в том, что часть информации о предмете или явлении (например, структура, основные свойства и т.п.) оформляется знаково, в виде формул, таблиц, схем, символов и т.д.

Какие методы используются в психологических исследованиях?

Сфера широкая, поэтому и количество используемых методов велико. Чаще всего это эксперименты и наблюдение, по аналогии с социологическими исследованиями. На первом месте стоит именно наблюдение как базовый метод исследования, необходимый на старте. Будущие психологи изучают поведение людей и их реакцию на определённые действия. Но данный метод относится к пассивным.

К активным методам относятся упомянутые выше эксперименты. Они помогают более глубоко вникнуть в суть проблемы. Здесь предполагается создание определённых условий, в которых будет действовать испытуемый человек.

Как описать методы исследования в дипломной работе

Информация об исследованиях размещается во второй главе дипломной работе и занимает 2-3 параграфа:

  • В первом параграфе излагаются исходные данные, условия, касающиеся объекта. К ним относятся статистические данные, отраслевые документы, литературные источники, программы, отчеты. Например, для технических специальностей — это схема сборки, количество деталей, для педагогики — возраст учеников, их оценки, личностные характеристики.
  • Во втором параграфе описываются способы, которые позволят получить необходимые сведения, их выбор, особенности, преимущества. Студент также указывает инструменты, которые понадобятся для сбора информации. Это может быть компьютерная программа, анкета с вопросами.
  • В третьем параграфе описывается сам процесс исследований. Например, проводилось анкетирование студентов первого курса, производился расчет амортизации детали в измененных условиях.

Результаты, полученные в процессе научных изысканий, структурируются и записываются в конце практической части.

Индукция

Индукция – это движение от частных случаев или свойств к общему выводу. Умозаключения о свойствах всей системы делаются на основе изучения ее конкретных характеристик в отдельных элементов.В противоположность дедукции индуктивный метод основан на принципе от частного к общему и побуждает вести рассуждения от конкретных моментов к общей картине.

Абстрагирование

Абстрагирование — это конкретизация отдельных признаков какого-то отдельно взятого явления или предмета, которое необходимо изучить в рамках исследования. Суть абстрагирования — изучить какое-то конкретное свойство исследуемого объекта, не учитывая при этом все остальные его характеристики.

Классификация

Классификация — это деление предметов или явлений на группы по определенным признакам. Основная задача этого метода — структурировать информацию, сделать ее более четкой и понятной для усвоения. Выполнять классификацию можно на основе разных признаков.

Какие существуют методы

Есть 2 большие категории методов:

  1. Общие. Их можно применять в любой отрасли и науке, при любой теме исследования;
  2. Частные. Они используются в определенной сфере.

Общенаучные методы

Общенаучные используются давно и подходят для любых теоретических разработок и практических экспериментальных проектов. С их помощью вы можете обработать источники информации, документы, данные, полученные эмпирическим путем, статистические сведения.

Рассмотрим несколько универсальных вариантов. Их можно разделить на теоретические и эмпирические.

Теоретические

 
Метод
В чем заключается
1
Анализ
Объект раскладывают на части, а затем последовательно описывают. Вначале характеризуют частные положения, а затем, опираясь на них, изучают основные принципы

Очень важно детально рассматривать и разбирать факты и явления.
2
Синтез
Здесь важно характеризовать объект исследования путем описания связей и зависимостей каждой из его частей. Главный принцип — обобщение и соединение.
3
Сравнение
Здесь предполагается, что вы будете сопоставлять предметы или явления и искать их сходства и различия.
4
Индукция
Предполагает изучение частных фактов и положений, которые приводят к общей мысли

Чтобы сделать заключение о качестве или признаках какого-то множества, не нужно изучать все множество. Достаточно изучить какую-то показательную их часть.
5
Дедукция
Работает противоположным индукции способом. Есть какая-то общая мысль, и чтобы ее изучить, нужно вывести из нее частные положения.
6
Аналогия
В его основе лежит перенос известных сведений о предмете на пока не изученные предметы.
7
Конкретизация
Объекты рассматриваются и изучаются в реальных условиях существования.
8
Абстрагирование
У каждого объекта есть основные и второстепенные признаки, свойства, качества. Абстрагирование исключает второстепенные, чтобы сконцентрироваться на основных.
9
Моделирование
Явлению или предмету ищут аналог, но обязательно с отличительными признаками оригинала.
10
Классификация
Суть его в том, чтобы распределить предметы и явления по группам. В качестве критерия распределения нужно брать общий признак или отдельный показатель.
11
Системный анализ
Объект или предмет оцениваются как система. Учитываются все факторы, которые на них влияют.

А теперь обратимся к эмпирическим

 

Метод

В чем заключается

1

Формализация

Это когда вы передаете структуру или сущность объекта знаками: схемами, формулами и математическими символами.

2

Эксперимент

Создаются искусственные условия, в которые помещается объект. В ходе его нахождения в этих условиях фиксируются результаты. Перед началом эксперимента не забудьте составить четкий план.

3

Наблюдение

Данные об объекте изучения собираются с помощью различных органов чувств. Чтобы данным можно было доверять, позаботьтесь о выполнении всех необходимых для этого условий.

4

Изучение док-ов

Это дополнительный способ узнать больше о предмете, получить ранее неизвестную информацию.

5

Измерение

Суть измерения — получение различных цифровых данных, выражающих различные качества объекта исследования.

6

Опрос

То же, что интервью и анкетирование. Характерен для гуманитарных дисциплин. Проводится устно или письменно.

Частные методы

Частные — это те методики, которые характерны для отдельной специальности. Обычно они прописываются в методических рекомендациях, учебных пособиях и находятся на кафедре или у научного руководителя. Именно с их помощью получают наиболее качественные данные.

Рассмотрим 3 дисциплины и характерные для каждой из них методы.

Экономика. Исследовать эту дисциплину лучше всего с помощью:

  • анализа (нормативного, позитивного, статического и др.);
  • экономико-математического моделирования;
  • построения экономических гипотез.

Филология. Лучше поддается исследованию при помощи:

  • анализа (мотивного, дистрибутивного, дискурсного и др.);
  • лингвистического эксперимента;
  • дихотомии;
  • контент-анализа;
  • трансформационного синтеза и анализа;
  • лексикографической статистики и др.

Педагогика и психология. Изучается легче, если:

  • изучать результаты творчества учеников;
  • брать интервью, организовывать беседы;
  • создавать включенное наблюдение;
  • организовывать тестирование и анкетирование и др.

Как выбрать метод исследования

Научных методов много. Выбор их зависит от темы, цели и специализации дипломного проекта. Нужно обращать внимания на следующие критерии:

  • Соответствие поставленной задаче — ориентирован на получение необходимого результата.
  • Эффективность — дает достоверные результаты.
  • Актуальность — соответствует современным тенденциям в конкретной научной области.
  • Взаимосвязь — составляет с остальными методами, применяемыми для исследования объекта, единый комплекс.

Ошибка при выборе методов исследования может привести к субъективности и неполноте собранных данных, что в свою очередь повлечет за собой неверные выводы.

Методы исследования – понятие и разновидности

Цель курсовой или дипломной работы – разработать решение найденной при прохождении практики проблемы. Для этого необходимо провести исследование, но перед этим нужно определиться с методами, с помощью которых будут проводиться исследовательские работы. Говоря другими словами – это инструменты для решения проблем и задач.

Выбор методов исследования зависит от тематики курсовой или дипломной работы. Они подразделяются на две категории. В первую категории вошли универсальные методы, одинаково хорошо подходящие для любых сфер, от экономики до строительства, от психологии до финансов, от медицины от IT-технологий. Во вторую категорию вошли частные методы – они используются только в определённых областях и не подходят для других сфер.

Также методы подразделяются на следующие виды:

  • Эмпирические.
  • Качественные.
  • Количественные.
  • Теоретические.

Попробуем разобраться, где и как используются данные методы.

Теоретические методы исследований

Любая дипломная работа начинается с введения и изучения теории. Студенту предстоит найти, систематизировать, изучить горы литературы, содержащей размышления и исследования ученых, работавших над проблемой до него. И здесь не обойтись без выработки методологии. В науке принято делить теоретические приемы на две большие категории: общенаучные и частные научные.

Анализ

Анализ – это изучение объекта на основе исследования его составляющих. Предмет представляется в виде системы связанных элементов или характеристик, и изучается каждый из них. Это наиболее часто используемый метод, применяемый в дипломных работах.

Методологическая основа исследования дипломной, которая опирается на анализ, призвана разложить предмет или описываемое явление на признаки и свойства, чтобы изучить его более конкретно.

Подводим итоги

В чем заключается методика написания диплома? Почему студент пишет дипломный проект и отдает предпочтение именно таким методам? Как понять, что методы соответствуют теме работы? Выбор методов дипломной работы опирается прежде всего на понимание специфики объекта и предмета исследования. Более того, конкретные методики должны соответствовать поставленным задачам и условиям проведения исследования.

Методы исследования в дипломной работе можно разделить на:

  • Теоретические методы (анализ, синтез, обобщение и т. д.).
  • Методы сбора информации, которая имеет эмпирическое начало, примеры: вторичный анализ статистической информации, опрос (анкетирование / интервью), наблюдение, эксперимент и т. д. 
  • Методы обработки научных данных (качественные и количественные). К количественным методам можно отнести специальные методы математической статистики. 

Перед тем, как сдать работу, студент должен прочитать диплом, исправить ошибки и неточности. Готовую работу проверяют на наличие плагиата. В тексте обязательно должны быть ссылки на все источники информации. Экономическая характеристика объекта, биологическая и любая другая производится посредством использования набора специальных методов. Обоснование выбора того или иного метода исследования проводится в практической части работы.

Оцените статью